«Спорт День за Днем» рассказывает о ситуации в некогда популярном виде спорта
Сорок лет назад мальчишки и девчонки с удовольствие гоняли самодельными клюшками арабский мяч по асфальту и траве, а матчи с Пакистаном и Индией вызывали не меньший интерес, чем игры сборных СССР по футболу и хоккею с ФРГ и Канадой. И хотя великая Фаина Раневская относилась к хоккею на траве так же скептически, как к балету на льду, факты неоспоримы: советские дети хотели стать такими же виртуозными хоккеистами, как Александр Гончаров и Сергей Плешаков. Почему успех восьмидесятых годов не дал толчка для развития этому замечательному виду спорта в России?
Интересуемся у недавно избранного президента Общероссийской общественной организации «Федерация хоккея на траве России» Антона Мороза.
– Мужские и женские сборные СССР этого периода были не только призерами Олимпийских игр в Москве, но выиграли множество других престижных европейских и мировых турниров, – говорит Антон Мороз, – из последних заметных достижений можно назвать завоевание национальной женской сборной России почетного четвертого места на чемпионате Европы 1999 года и серебряный успех в Кубке чемпионов 2001 года среди женских клубных команд. Сейчас сборные России находятся в первой двадцатке мирового рейтинга, и это с учетом того, что в Международной Федерации 137 стран команд-участниц. Соглашусь, что высокая планка Олимпиады-80 в последние годы снизилась, но наша амбициозная задача – вывести этот вид спорта на новый уровень, вернуть престиж былых достижений. Пакистан и Индия действительно были в топе лучших команд мира, но сильнейшие команды последнего десятилетия – это Бельгия, Австралия, Голландия, Нидерланды, Германия. В этих странах хоккей на траве входит в рейтинг самых популярных видов спорта, доступных для массового развития. Это видно по наличию огромного количества площадок, доступности инвентаря – например, в Нидерландах в любом спортивном магазине представлены клюшки, мячи самых разных производителей. Страны-мировые лидеры хоккея на траве славятся отлаженной системой подготовки и стимулирования тренерских кадров, работающих в командах. Здесь нам есть к чему стремиться, надо повышать уровень подготовки наших специалистов, возрождать былые традиции и, возможно, использовать лучшее из наследия советских спортивных времен.
– На сегодняшний день ситуация в хоккее на траве очень сложная, – рассказывает президент федерации и главный тренер всех команд по хоккею на траве Ленинградской области Михаил Викторович Арясов, – после развала Советского Союза мы потеряли базы, тренеров, детей, южные регионы. В масштабах России практически все пришлось начинать заново, что-то удалось сделать, но нам по-прежнему не хватает материальной базы, специалистов,
финансирования. Тем не менее в нашей стране этот вид спорта не умер. Нам есть, чем гордиться и от чего отталкиваться: мы скромно, но прибавили в спортивной составляющей. Увеличилось количество занимающихся детей, от шестидесяти до трехсот, в нашем регионе введен в эксплуатацию специализированный стадион для хоккея на траве, уже в четырех районах области идет активное развитие хоккея на траве. Словом, тенденция к развитию есть, но темпы роста, безусловно, оставляют желать лучшего.
С середины девяностых годов хоккей на траве переживал стагнацию: мы потеряли конкурентоспособный чемпионат СССР с такими самобытными командами, как СКИФ (Москва), «Связист» (Алма-Ата), «Спартак» (Московская область), ТТУ (Горький) и «Таурус» (Шауляй). Последние годы материально-техническая база стала улучшаться, однако сборные России до сих пор не пробивались на Олимпийские игры и чемпионаты мира. Не способствуют прогрессу и организационные трудности. Дело дошло до того, что Федерация хоккея на траве потеряла собственную аккредитацию, а вошедший в состав Исполкома ФХТР Алексей Сорокин в сердцах произнес сакральную фразу: «Кому захочется финансировать скандальную, разобщенную федерацию?».
– Проблема отсутствия у Федерации аккредитации, к сожалению, кроется в тех внутренних конфликтах, которые в ней возникли. После того, как бывший президент ФХТР Николай Александров по объективным причинам не смог принимать личное участие в руководстве, заседаниях и мероприятиях Федерации, возникла ситуация, когда утверждённый по результатам голосования на пост президента кандидат Андрей Кананин, к сожалению, не смог пройти регистрацию данного изменения в Минюсте РФ по тем или иным причинам. Из-за этого Федерация фактически осталась без руководства. Действующее исполнительное руководство ФХТР не смогло выстроить понятных для Министерства спорта РФ отношений. Более того, возникли определенные финансовые сложности: задолженности перед и судейским корпусами, сложности с финансированием чемпионата и иные финансовые проблемы, вплоть до ареста счетов Федерации. Поэтому Министерство спорта, которому было необходимо вести работу по подготовке и проведению соревнований текущего года, вынуждено было искать любой возможный способ для того, чтобы иметь возможность финансировать те необходимые затраты, которые требуются для сборных команд России со стороны федерального бюджета, проведения чемпионатов России и многих других мероприятий через счета иных федераций. Для возможности нормального ведения дел была выбрана Федерация бейсбола России, в рамках которой создали Комитет по хоккею на траве – собственно, через него сегодня и осуществляется администрирование и взаимодействие с нашим видом спорта профильным министерством. Сказать, что в этой ситуации виновато конкретное лицо, наверное, будет неправильно. Здесь, скорее, сыграла роль совокупность факторов, и к сожалению, неготовность нескольких сторон выстроить нормальную систему взаимодействия друг с другом. Ну и возможно, определенная «усталость» от напряженных в руководстве Федерации отношений. Отвечая на вопрос о том, что делать, бесспорно нужно возвращать ФХТР аккредитацию – об сейчас ведутся переговоры с президентом Федерации бейсбола России Дмитрием Киселевым. Для этого необходимо в ближайшее время реструкторизовать органы управления и выйти слаженным, единым коллективом на встречу с Министерством спорта, а также полностью разобраться с теми финансовыми и организационными проблемами, которые существуют у Федерации. Это сделать вполне по силам.
– Хоккей на траве за двадцать лет изменился кардинальным образом, по сравнению с восьмидесятыми годами, сейчас другая техника, иная тактика игры, – считает Михаил Арясов, – для того, чтобы идти в ногу со временем, необходимы соответствующие компоненты: медицина, психология, методики, детские тренеры и поля. В нашем регионе мы нашли возможность готовить специалистов по хоккею на траве из числа бывших профессиональных хоккеистов, однако таких примеров можно пересчитать по пальцам. Сложная ситуация и с инвентарем: в России не производится специализированные клюшки, мячи и другие необходимые для занятий атрибуты, поэтому приходится покупать втридорога за рубежом. Привозная и собственная профессиональная экипировка – две разные вещи. В этом году Спорткомитет Ленинградской области закупил инвентаря примерно на миллион рублей – согласитесь, весьма внушительная сумма.
– Мы видим желание и готовность Министерства спорта работать с ФХТР при условии формирования легитимных органов управления, способных вести конструктивную политику развития как Федерации, так и самого хоккея на траве, – продолжает Мороз, – мы совместно готовимся и консультируемся с Министерством спорта по тем вопросам, которые сейчас необходимо решать для того, чтобы наладить ситуацию внутри нашего коллектива и привести к возвращению Федерации аккредитации, видим со стороны ведомства полную поддержку и понимание. Очень надеемся, что такие же отношения нас будут связывать и с Министром спорта Олегом Матыциным, который, как мы знаем, глубоко погружен и разбирается в деятельности тех подведомственных организаций, которые в той или иной степени зависят от работы министерства.
Любая спортивная пирамида начинается с массового и детско-юношеского спорта. В Санкт-Петербурге на улице Коммуны, 39 в 2008-ом году на базе училища Олимпийского резерва №2 открыт Санкт-Петербургский центр хоккея на траве. Растет и количество детей, желающих заниматься этим видом спорта.
– Детско-юношеский спорт является первоочередной составляющей для будущих олимпийских побед, – соглашается Антон Мороз, – во всем мире детский хоккей на траве очень развит, причём девочки заполняют секции с ещё большим энтузиазмом, чем мальчики, с успехом проходят соревнования среди детей по индорхоккею (дисциплина хоккея на траве в зале, – «Спорт День за Днем»). В России детский хоккей на траве развивается в двадцати регионах, наиболее высокие показатели в Московской и Ростовская областях, Татарстане и Екатеринбурге, где имеются хорошие стадионы и поля с искусственным покрытием. На мой взгляд, в вопросе развития детского направления хоккея на траве решающее значение имеют тренеры. От личности тренера в детском спорте зависит буквально все! Тренер становится ориентиром в выборе жизненного пути подростка, он формирует коллектив – сплоченную команду. В этом заложен огромный потенциал и наша задача – использовать его не только на благо хоккея на траве, но и гораздо шире – для развития страны и общества. В этой связи, необходимо в ближайшее время решать проблему подготовки квалифицированных педагогов – тренеров, искать возможности создания специальности – тренер по хоккею на траве (по моим сведениям, на сегодняшний день только в Малаховке Московской области есть структура по подготовки специалистов по хоккею на траве, и Ставропольском крае, в Железноводске ведутся курсы.
– Какие задачи вы ставите?
– Эти задачи можно разбить на несколько категорий планирования. Первая – это, конечно же, объединительная задача. Я хочу решить снять вопрос внутреннего противоречия внутри нашего коллектива, что-бы мы смогли включить в работу органов управления максимальное количество федераций хоккея на траве, предоставив каждому возможность реализовывать те направления деятельности, которые он посчитает возможным возложить на себя с четко ориентированной, продуманной «дорожной картой» действий программы развития. Второе – разобраться с финансированием и вопросами организационного характера. В том числе, один из основных вопросов – возвращение Федерации аккредитации, и определение тех финансовых проблем и затрат, которые на данный момент существуют для их удовлетворения, а также, соответственно, составление графика решения финансовых проблем и задач. Третье – это проведение спортивных мероприятий, выступлений, чемпионатов, подготовка сборных команд России, а также определение возможности, порядка и источников финансирования, в том числе как бюджетного, так и внебюджетного, как регионального, так и федерального. Далее – выстраивание системной программы развития, плотно связанной с возможной системой финансирования Федерации, которая будет подробно описывать финансовое и хозяйственное обеспечение как ФХТР, так и всех команд и направлений развития, начиная от детского, школьного спорта и заканчивая Суперлигой, профессиональными командами, женскими и мужскими сборными регионов. То есть всё это будет после планомерного выведения Федерации из критического состояния, в котором она сейчас находится. Естественно, все эти действия мы планируем вести в тесном контакте со всеми региональными федерациями, вне зависимости от их размера и доли участия в развитии спорта, а также с Министерством спорта РФ и Олимпийским комитетом России, партнерскими компаниями и региональными властями, которые готовы инвестировать в данный вид спорта как свои собственные силы и возможности, так и оказывать финансовое обеспечение развития спорта в заинтересованных регионах и на федеральном уровне. Касаемо опыта и качеств, могу сказать, что я более 15 лет управляю крупнейшими профессиональными общественными организациями страны, в том числе и спортивными сообществами. Имею отличный опыт как создания с «нуля», так и выведения таких организаций из кризиса, разработки для них планов и «дорожных карт» развития, достижения этапов, заложенных в этих документах, в срок, позволяющий проводить это развитие динамично. Естественно, я обладаю определёнными административными и политическими ресурсами, которые сейчас необходимы для внутрироссийского развития спорта и придания значимости ФХТР, для изменения отношения к ней как со стороны государства, так и со стороны международного спортивного сообщества. Мне близок спорт, но при этом я понимаю, каким образом можно привлекать бизнес на уровне государственных корпораций и на уровне частного крупного, среднего и мелкого бизнеса. У меня есть понимание того, каким образом можно задействовать регионы в развитие того или иного направления, как сделать это направление спорта популярным, как правильно заинтересовать лиц, далеких от спорта, участвовать в развитии одного из разновидностей Олимпийского спорта в России.
– Антон Михайлович Мороз? Важно то, что он со своей командой, стремится объединить всех людей нашего хоккейного сообщества – считает Михаил Арясов, – этот человек хочет не разобщенности, а единения коллектива ради решения нашей главной задачи, успешного выступления на Олимпийских играх. Антон Михайлович активный, конструктивно мыслящий, коммуникабельный, контактный человек, не боящийся высказывать собственную точку зрения. У него все по делу, четко и конкретно. Системная работа – вот главная задача Федерации, стоящей на платформе детского спорта и работающая на благо национальной сборной страны. Чем шире эта платформа, тем больше шансов получить положительный результат. Детский спорт, юношеские соревнования, Супер и высшая лига, должны развиваться в системе, и если только в каждом звене будет вестись такая работа, можно ждать результат наверху.
Источник: «Спорт День за Днем»